
Digital-рынок при падении рубля
В начале марта ОПЕК+ и Россия не договорились по объемам добычи нефти, что повлияло на падение рубля. На фоне пандемии коронавируса валютный рынок начало трясти, это сказывается на все без исключения отрасли, в том числе и на рынок интернет-услуг.
К чему готовиться Digital- агенствам при мировом кризисе?
В целом фон достаточно нервный, потому что спокойного развития событий не предвидится.
Особенно сильно ситуация отражается на бизнесе, ориентированном на товары из Китая и импорт. Такие компании будут выжидать. То есть прекратятся вливания на рекламу, можно ожидать значительного сокращения финансирования услуг по продвижению и оптимизации. Хотя техподдержка останется, вряд ли многие решатся свернуть бизнес сейчас.
Наиболее мобильные и не боящиеся изменений компании попытаются переориентироваться на внутренний рынок, значит, можно ждать новых заказов на разработку сайтов, лендингов, продвижения через соцсети.
Увеличение онлайн продаж может простимулировать заказы на отдельные работы с сайтом (дополнительные кнопки, чаты, установка обратной связи), но это вряд ли существенно повлияет на digital-рынок.
Специалисты рынка с именем и весом попытаются искать работу в валюте, что, конечно же, скажется на качестве отрасли в целом.
Получается, что падение рубля сказывается на привлекательности внутреннего рынка для IT-специалистов, российский бизнес таким специалистам становится менее интересен.
В то же время Россия становится интересной для заказов веб-услуг и веб-разработок западными предпринимателями. К сожалению, у нас мало специалистов, владеющих иностранными языками, что существенно сдерживает количество заказов от иностранцев.
Вывод: если падение рубля прекратится, то ситуация отразится только на digital-компаниях, работающих с сырьевым рынком. Если продолжится, то весь бизнес перейдет на режим экономии, что скажется и на рынке IT-услуг. Как всегда, мелкие компании разорятся или их поглотят более крупные игроки. Увеличится стоимость услуг digital-компаний, которые привязаны к валюте (лицензии, хостинги зарубежных провайдеров, программы). Отрасль больше будет трясти из-за паники, чем из-за реального положения.
Стоит ли ожидать паники на рынке digital-услуг
Какой смысл паниковать? Падение рубля приведет к снижению новых заказов, так как покупательская способность россиян снизится. Но всегда останется реклама, продвижение, поддержка, аналитика. Доходы могут уменьшиться, но в целом – прорвемся!
Сворачивание бизнесов приведет к росту борьбы за потребителя среди компаний, предлагающих услуги по разработке и продвижению сайтов.
Наиболее вероятно, что снизятся зарплатные ожидания претендентов на работу в этой отрасли, так как часть веб-компаний уйдет с рынка. Специалистов будет больше, компаний – меньше.
Вывод: паникеры с рынка уйдут, так что паники не будет.
Рекомендации клиентам digital-компаний
- Не стоит экономить на рекламе, она была, есть и будет двигателем торговли;
Экономить на рекламе — все равно, что остановить часы, пытаясь сэкономить время”. Генри Форд
ориентируйтесь на каналы органического трафика, они меньше зависят от финансовых вливаний и достаточно стабильны;
- сохраняйте трезвую голову при принятии любых решений по бизнесу;
- разрабатывайте хотя бы две стратегии развития бизнеса;
- тестируйте все варианты веб-продвижения;
- проводите опросы на всех площадках, где есть ЦА, не можете это сделать самостоятельно, привлекайте специалистов;
- оптимизируйте воронки;
- не тратьте деньги бездумно, не стоит просто наращивать финансирование рекламы, анализируйте;
- не стоит сокращать финансирование digital-услуг, именно они приводят к сокращению денежных расходов и являются фактором надежности;
- выбирайте профессионалов отрасли.
Советы digital-компаниям
- Проанализируйте работу, выделите слабые и сильные места;
- продумайте стратегию работы при самом тяжелом сценарии;
- установите доступность для клиентов 24\7;
- основа антикризисных мер – быстрое принятие решений, определите зоны ответственности всех сотрудников;
- сохраняйте связь со старыми клиентами, если они отказываются от всех услуг, предложите альтернативные с меньшим финансированием. Но снижать стоимость на услуги не стоит, у вас тоже бизнес;
- возьмите на себя роль консультантов по ведению бизнеса (реклама, каналы, связи);
- займитесь репутационным менеджментом и повышением узнаваемости бренда;
- фокусируйтесь на лояльных потребителях;
- формируйте резерв.
Заключение: digital-отрасль выживет и в кризисной ситуации. Главное, не паниковать, стараться укрепить связи со старыми клиентами, предлагая им расширенные пакеты услуг, работать на укрепление имиджа и повышать узнаваемость.
Читать также:


