Зачем менеджер проектов digital –агентству и можно ли обойтись без него
О менеджерах проектов (проджект, проджект-менеджер) заговорили недавно. Сейчас digital-агентства испытывают дефицит специалистов в этой области.
Менеджер проектов – это специалист, на плечи которого возлагаются обязанности по ведению проекта:
- договор с заказчиком о сроках и ответственность за выполнение этих сроков;
- ведение проекта, обсуждения, убеждения в необходимости внесения изменений или выбор варианта специалиста компании;
- контроль над исполнением работ с фиксированным бюджетом, человеческими ресурсами.
Можно ли обойтись без проджект-менеджера?
Можно, как обходились раньше. Обязанности проджекта лежали на руководителе, в исполнение проекта по ТЗ – на прочих специалистах компании.
Но в крупной компании руководитель не в состоянии заниматься всеми вопросами, контролировать, например, работу десятка веб-дизайнеров, находить проекты и общаться с клиентами.
Из вышенаписанного понятно, что менеджер проекта – это уникум, который должен обладать техническими знаниями (например, чтобы убедить клиента в необходимости продвижения), быть коммуникабельным, уметь разговаривать с Заказчиками.
Как работают без менеджеров проектов
- Находят проекты на биржах (например, фриланс) и других площадках по разработке сайтов;
- общаются с заказчиком и составляют список первичных требований;
- совместно обсуждают проект с предположительными сроками и бюджетом;
- составляют ТЗ (если его нет у заказчика) и договор;
- приступают к работе.
Риски
На стадии обсуждения: при совместных общениях клиент-исполнитель приходится тратить время на дополнительные пояснения. При этом достаточно часто возникает психологическое напряжение от непонимания и неумения конструктивно вести переговоры. Либо все переговоры возлагаются на руководителя.
При выполнении задания: заказчик может потребовать выполнения дополнительных работ, если ТЗ прописано нечетко. После устных договоренностей не оплатить дополнительные расходы или предъявлять претензии по срокам.
При ослаблении контроля исполнитель может допустить ошибки, которые выявятся на стадии сдачи, а то и при запуске сайта.
То есть все риски трудно даже предусмотреть.
Главная проблема работы без менеджера – неэффективная реализация неверная оценка проекта и неумение разработчиков разговаривать с клиентом.
Навыки и умения менеджера проектов
Управление разработчиками (контроль над сроками исполнения и производительностью команды);
Управление проектом (определение проблемных мест, устранение и при необходимости оперативное решение вопросов с клиентом);
Работа с заказчиком (выяснение требований заказчика до начала работ, объяснение технической стороны работ на понятном языке, отстаивание интересов компании).
Заключение
Без менеджера проектов диджитал-компании обходиться все труднее. Специалистов в этой области пока крайне мало, обучение только на курсах.
Лучший выход из ситуации – найти среди своих веб-разработчиков коммуникабельного человека (а таких практически нет, разработчики сайтов в большинстве своем интроверты), который желает сменить специальность, и обучить его. В этом случае достаточно полугода.
Новому управленцу (при условии наличия у него технического образования) времени понадобится побольше.
А вот без технических знаний при всех прочих достоинствах часто обучение бесполезно.