Основы хорошего текста или как не дать уснуть читателю

Что можно сказать о российском читателе? Когда-то имеющий книги как единственный источник эстетического наслаждения, россиянин тянется к печатному слову и доверяет ему. Поэтому почти наверняка поверят и Вам. Во всяком случае, те, кто пришел на сайт осознанно, а не случайно набрел по какому-то переходу.  Внимание читателя достаточно легко удержать сенсацией, желтой статьей или ужастиком. Но сколько можно! Психика среднестатистического россиянина уже настолько истерзана новостями, что не стоит добавлять душевных ран и отрицательных эмоций. Позитивные тексты найдут своего читателя. Одну и ту же информацию можно подать по-разному. Конкуренция на новостном рынке очень высока. Сколько СМИ печатают сведения об одном и том же событии? Поэтому роль подачи информации возрастает очень сильно. Тексты, не имеющие профессиональных сведений, должны упрощать сложное, делая сложное простым и понятным.

Чтобы сделать сложное понятным, писатель (раз пишет, будем называть его так) пытается объяснить все термины, приводя дополнительные сведения. И зачастую сильно переживает, что не может все охватить. Нельзя объять необъятное, а таково большинство тем. Лучше представьте, что Вы – окно в мир, окно с чистыми стеклами и незагроможденным подоконником. Ваша цель окно расположить наиболее оптимально на здании. Пусть читатель подойдет и посмотрит. А вот будет ли подниматься на верхний этаж для получения большего обзора или удовлетворится беглым взглядом, это уже личное дело читателя.

Первое предложение в тексте самое главное. Оно должно притягивать и заинтриговывать читателя. Требования сайтов отличаются от чисто писательских. В сайте обозначены описание, аннотация, вывод  на главную страницу и прочее. Чтобы не усложнять себе задачу лишней работой, многие копирайтеры предпочитают в начале текста обозначить всю цель статьи. С одной стороны, это хорошо, посетитель узнает, о чем текст и понимает, стоит ли его читать дальше. С другой, в век кратких сведений, если вся суть статьи в первом абзаце, то зачем ее читать полностью? Поэтому первая фраза должна содержать интригу. Этим пользуются большинство копирайтеров, иногда доводя интригу до абсурда. Например, приписывая смерть тому, кто не умер, обещая рассказать тайну, которой нет. Такие сайты хорошо посещают. И читают. Нервничают, бесятся, но вновь лезут на эти сайты, заинтригованные донельзя… Давайте не будем прибегать к нечестным методам. Интрига должна быть интригой, а не интриганством или кликушеством. Но помните, первые фразы, строки, абзацы очень важны.

Дальше обычные правила русского языка: абзац должен содержать законченную мысль. Но при этом подбрасывать что-то новое, что удержит внимание. И так далее. И так до конца. Лучше, чтобы он был не слишком длинным. Читается так легче.

А вот финал должен быть откровением. В этом случае он должен раскрыть суть интриги. Хотя, если текст длинный, то финал можно представить как краткое описание. Это не всегда разумно: если интересно, то читатель все читал внимательно и понял, если скучно, то зачем читать. И опять: прочитав вывод, посетитель может понять, что он пропустил что-то очень важное и перечитать текст.

Связь конца с началом – удачный ход. Но в начале – интрига, в конце – ответ…

Иногда приходится не давать ответа в конце. Бывают такие новости, которые необходимы, но конца, которого ждет читатель, нет. Например, разработана вакцина против ВИЧ, опыты на мышах удачны. Но ученые продолжают эксперименты на кроликах. То есть, когда будет столь ожидаемая вакцина, читателю не понятно. Он, конечно же, разочарован. Разочарованы и мы, поэтому таких концовок должно быть меньше.

В особо интересных статьях конец может анонсировать другой материал. Если читатель заинтригован статьей, он сделает переход.

Если интересно, сделаете переход и Вы. Длинная статья тоже напрягает. Мы прошли путь от начала текста до конца. Но надо еще рассказать о других важных моментах написания текста